Обратно.

 

Не ища легких путей в Старо Оряхово сворачиваем налево: объезжаем Варну через Долни Чифлик и Провадию. Дорога приличная, но много населенных пунктов. Пейзаж за окном интересен – потраченного времени не жаль. В районе Провадии выезжаем на автомагистраль Варна-София, которая, к сожалению, скоро заканчивается. Машин на дороге почти нет, спокойно катимся до Шумена, за которым сворачиваем на Русе. Торопиться нам не хочется. Так происходит всегда, когда возвращаемся из отпуска: дорога домой всегда длиннее дороги на юг.

На въезде в Русе заправляемся на лукойловской заправке и пьем кофе: деньги рассчитали верно – на всю компанию остается 4 стотинки. Сворачиваем на объездную Русе – дорога жутко разбита и неосвещена, да еще рабочие девки норовят прыгнуть под колеса. Наконец упираемся в шлагбаум. «По семь долларов с машины за проезд моста» - погранец на въезде пытается придать лицу выражение строгости. «А вас три машины? Тогда по 5 и быстро проезжайте «.

«Что везем?» - интересуется таможенник. «Грязные вещи» - бурчит жена. Багажники не открываются, штампы ставятся в паспорта, но границе кроме нас никого. «А что вы так рано уезжаете?» - интересуется штампующий паспорта пограничник (визы у нас открыты до 20 августа). Взгляд типа «не трави душу, мужик» служит ему ответом.

На мосту со стороны Болгарии спокойствие. А со стороны Румынии стоит пробка на полмоста. Обгоны на мосту запрещены и легковым, попавшим в эту очередь, не позавидуешь – им стоять минимум часа 2, хотя болгарская граница для легковых пуста.

На румынской границе стандарт «багажник – паспорта – штампы» прерывается вопросом таможенника, указывающего на пакет внутри багажника. «Это у вас что?» «Не знаю» - честно отвечаю я и иду за женой (вещи по пакетам укладывала она) – а то сейчас нарвемся на полный досмотр. «Ладно, не надо» - бурчит таможенник и сам захлопывает багажник.

На выезде пост. «Экологический контроль, 435000 лей» - бодро звучит из будки. Вспоминаю, что прошлый раз на выезде из Румынии платили 150000 за три машины, замечаю, что цены выросли, но водители грузовиков платят и забирают квитки. «За одну машину 435000 или 15 долларов» - звучит из будки. Прошу показать документы. Мне предъявляют сильно б/у лист формата А4 с румынским текстом. «Эта сумма включает в себя все экологические сборы на территории Румынии» - включается в разговор охранник. «Нам не придется платить на выезде?» - уточняю я. «Именно так. Вот Ваши квитанции. Чем будете платить: леями или долларами?» - и Вовчик достает кошелек с общаковскими баксами. Платит долларами, но сумма в квитанции указана в леях.

Как оказалось позже, нас развели чисто и грамотно.

Выезжаем с таможни. Поворот направо и молодой человек в цивильной одежде останавливает наши машины. «Плата за транзит авто по территории Румынии. По 48 евро с каждой.» - он делает паузу. –«Или по 36 евро если без квитанции». «Какой транзит? Мы уже все уплатили» - недоумеваю я, но тут из темноты появляется полицейский. Или, вернее, человек в форме, похожей на полицейскую и удостоверением, похожим на полицейское (кто и когда видел удостоверение румынского полицейского?). Он загоняет нас в машины («таможенная зона») и начинает грузить. Говорит быстро и четко на достаточно чистом русском. Тон - уверенный, лицо – наглое. Молодой человек, остановивший нас, обрабатывает Олега и Вовчика. Загрузка по полной программе. «Вам надо будет вернуться в Болгарию и там дожидаться решения Вашего вопроса…К сожалению, не я придумал эти порядки…Вы можете посоветоваться с Вашими друзьями, только недолго, а то начальство увидит». Выходим из машин, Вовчик уже достает кошелек и начинает торг. 100 долларов (по 33 с машины) перелетают в карман мошенников и они растворяются в темноте.

До сих пор не пойму, что на нас нашло. Мы, трое взрослых здоровых мужчин, повелись как мальчишки. Какой транзит авто? Причем здесь полиция (да и полиция ли это)? Что за молодой человек и нафига я вообще остановился? Нет ответов. Обидно. И стыдно. Не буду выкидывать слов из этой песни только потому, что не хочу, что бы кто-то еще так попался.

Понимаем, что нас развели сразу. Поэтому когда останавливаемся километров через пять настроение у всех ни к черту. Жены нас не пилят, но взгляды их, мягко говоря, неодобрительны. Ругаемся - каждый на себя. Путешественнички!!!

В не лучшем расположении духа проскакиваю объездную Бухареста в въезжаю в город. Возвращаться лень, Олег спрашивает дорогу на Плоешти у какого-то водителя тот машет рукой – прямо. Едем минут 20 по рабдолбанному булыжнику, потом по нормальному асфальту. Останавливаемся спросить дорогу у таксиста. Тот дорогу не объясняет, но берется за 500 000 лей вывезти нас из города. Женщины высказывают про него все обидные слова, крутящиеся у них в головах – тирада получается, я вам доложу… Едем дальше: все время  прямо. Ищу полицейских, но их не видно. Первый замеченный мной полицай стоит аккурат под огромным транспарантом, указывающим верное направление. Практически без проблем движемся к выезду из города. Даже в нашем настроении успеваем заметить, что Бухарест – опрятный и достаточно красивый город. Останавливаемся у какой-то Триумфальной арки, фотографируемся, двигаемся дальше. Выезжаем из Бухареста. Слева светится аэропорт. Дорога – уверенная черырехрядка автобанного типа, но идет по населенным пунктам, поэтому не разгоняемся. Пейзаж за окном – куча казино (и их рекламы), какие-то отели – сменяется дачными поселками (в московском понимании этого слова) с аккуратными домиками и/или высокими оградами. Едем со скоростью 60 км/час – один населенный пункт переходит в другой, много местных дорожных полицейских. После Плоешти дорога двухрядная и почти пустая. Вдруг начинаются горы: когда не видишь их в темноте и понимаешь, что едешь по серпантину – это действительно вдруг. Проехав Синаю (очень интересный городок) решаем остановиться на ночлег.

Маленький отель у дороги. Усатый (как и полагается румыну) охранник, не выказывающий знания никаких языков, кроме румынского. За 5 минут объяснений с ним с помощью ручки и бумаги, выясняем, что есть 2 свободные «капсулы» (комнаты) с 3 кроватями каждая. Стоят по 800000 лей (ок. 25 долларов). Слово «доллар» он то ли  понимает, то ли нет, но идет будить «шефа» (единственно слово из его речи, которое мы поняли сразу).

Спускается шеф в трусах и майке (третий час ночи). «Good night» - приветствую его я. Хозяин поворачивается к стоящему у него за спиной Олегу, который пытается изобразить на усталом лице улыбку: ничего дружелюбного у Олега из этой попытки не выходит.

Хозяин поворачивается ко мне и начинается беседа 2 людей, не очень хорошо говорящих по-английски, но не имеющих иных сред коммуникаций. Тем не менее мы договариваемся о ночлеге, остается один момент – у нас нет лей.

«We have not Lei, but we have dollars» - говорю я чужестранцу. - «What?» - «United states. Dollar» - «What is dollar?»

Бывают люди, которые после принятия алкоголя видят зеленых человечков. Я понимаю, что мой случай значительно серьезнее – я стою в центре Европы абсолютно трезвым и вижу перед собой интеллигентного человека, не знающего, что такое доллар.

Минуту мы с Олегом молчим, а потом понимаем, что для того, что бы нам сегодня побольше  поспать, нам надо объяснить человеку, что такое доллар. Непонятно правда, с чего начинать – с Америки и ее роли в современном мире или все-таки с объяснения, что Земля - шар.

Баксы, зеленые деньги, твердая валюта… Вот, наконец-то..«Даллор» - произносит шеф. По-моему он специально коверкает слово, что бы не признавать, что минуту назад он еще спал. Цена «капсулы» падает до 15 баксами. Народ ушел спать, а я (как и планировал) заснул в авто.

Поспали (как и договаривались) часа 3. Утром чертовски холодно, изо рта идет пар – мы заночевали довольно высоко в горах. Нам в награду – чудесный вид раскинувшихся вокруг нас вершин.

К 7 добираемся в Брашов. Все, естественно, еще закрыто. Побродив по пустому центру города, мы двинулись в сторону Сигишоары. Дорога хорошего качества достаточно серпантиниста, но высоко в горы мы не поднимаемся.

Я еще в студенчестве побывал практически во всех горах на территории СССР. Кроме Алтая и Карпат – это у меня единственные пробелы. Замечаю, что Карпаты разительно отличаются от Крыма и Кавказа (не говоря о Средней Азии и прочем), а вот с болгарскими горами сходства много больше, хотя эти горы пониже и гораздо больше обжиты.

После достаточно длительного пробега попадаем в Сигишоару. Последние леи уходят на оплату въезда в замок – и это оказывается лишней тратой, потому что проехав 500 метров мы останавливаемся – дальше нам не проехать. Больше часа ходим по замку. В кассе башни нам меняют на леи 20 долларов – больше кассир не может (или не хочет), а обменник закрыт – воскресенье.

Наш маршрут лежит в сторону украинской границы, через Тыргу-Муреш, Топлице и Тыргу-Нямц. Мест, где можно поменять деньги теоретически еще много, тем более что в самое прожорливо авто (мое) заливается 10 литров 92-го, который не в пример лучше болгарского.

В Тыргу-Муреш нам заехать не жали – указатель погнал нас в Топлице еще до города. Небольшие городки не давали надежду на наличие в них работающих обменников. В Топлице потеряли час – не работала никто, даже полиция: дверь была заперта (пара продовольственных магазинчиков не в счет). Выехав на трассу заехали на заправку, где поменяли 100 евров у хозяйки на местную валюту (доллары ей были не нужны, а мелких евров у нас не было) по курсу 1 к 39 000. Из почти 4 миллионов на 2 сразу купили бензина нашим изрядно изголодавшимся коням (по 24500 лей за литр).

Начались поиски еды – время обеда уже успело пройти. В первых 5 заведениях общепита нам смогли предложить в лучшем случае бутерброды – это было совсем не то, что нам надо. Наконец в живописнейшем месте на берегу горной реки (слева и справа красивейшие горы) нашли трактирчик. Из меню на румынском поняли слово «Pork» - и заказали по комплексному обеду на каждого. Цена вопроса оказалась чуть больше миллиона местных денег с мороженым и лимонадам детям и кофе для нас. К общению с румынами на пальцах мы уже привыкли.

До вечера ехали вдоль рек через горы. Перевалов  не много – дорога в основном идет по руслам рек в низине. Но эти русла она облизывает с такой скрупулезностью, что прямых участков дороги почти не остается. Собирался поспать, но сев на пассажирское место уснуть не мог – красота вокруг необыкновенная. Чуть не уехали в Ветру-Дорней – крюк получился бы приличный. Что бы больше не плутать, на заправке  купили карту за 100 000 лей – она сберегла нам еще километров 20 дороги: окупилась.

Перед поворотом на Тыргу-Нямц – красивейшее горное озеро, затем весьма живописный мост. Слева от моста – камень («палец»), высотой метров 50, скатившийся с какой-то из гор. Лежит он на ровном месте и вид у него довольно фантстичен.

По дороге на Тыргу-Нямц машины ездят редко и местные дети играют в футбол прямо на дороге. Завидев нас они отбегают в сторону, оставив на дороге камни – «ворота».

Вообще дороги в Румынии (даже в этих диких местах) весьма неплохого качества. Татьяна говорила нам, что первое условие для принятия Болгарии и Румынии в ЕС – отремонтировать свою дорожную сеть (мы, наверное, не скоро в ЕС вступим…). Причем, по словам Татьяны, румыны, в отличии от болгар, почти справились с этой задачей.

 Выбравшись к Сучаве посмотрели на горы со стороны и остались горды тем, что мы их преодолели – уж больно грозно эти горы смотрятся со стороны. Для себя сделал вывод, что в Карпаты надо еще обязательно вернуться (не проездом, а хотя бы на недельку): полазать по горам, осмотреть замки. До границы дошли без приключений.

Приключения начались, когда показали женщине на экологическом контроле (которая, естественно, потребовала с нас по 15 долларов за авто) бумагу с границы с въезда в Румынию. Нужна еще одна бумага, платите – и проезжайте. Минут 20 ушло на препирательства (нас много – она одна, охранник по-русски по-моему не разговаривал). Дело не деньгах – в принципах. На вопрос, кто здесь главный она отправила меня к начальнику таможни – «Он здесь все решает». Дохожу пешком минуя шлагбаум до пограничника, объясняю ситуацию, говорю, что хочу видеть начальника таможни. «Я не могу пустить вас не потому, что это проблемы мои или моего начальства, а потому, что это проблемы начальства экологов». Ок, значит у экологов свое начальство. Вновь подхожу к окну и прошу у женщины телефон ее начальства. Взрыв недовольства заканчивается открытием шлагбаума – «телефон не дам, а дальше вас все равно не пропустят!» Мы проезжаем, перед машинами пулей летит охранник экологии, что-то говорит пограничнику. Останавливаемся перед самым шлагбаумом въезда на таможню.

Пограничник, конечно, просит бумагу с экологии. Показываем ему бумагу с болгаро-румынской границы. Он говорит, что это не их бумага – по этой он нас пустить не может. Вновь прошу начальника. Он в открытую говорит, что начальника звать не будет, но выглядит менее уверенно. Не отъезжая от шлагбаума начинаем мыть стекла и т.д. – заниматься всякими нужными делами. Через 5 минут приходит начальство. Разговариваю очень вежливо – начинаю изложение ситуации со въезда в Румынию со стороны Молдовы. Он морщит лицо. Дойдя до места об оплате экологического сбора на ввереному ему участке границы замечаю, что мы не против оплатить 50000 лей или даже 4 доллара за авто, но 14 – это непорядок. «Непорядок» – вынужден согласиться он. Предлагает мне пойти к экологам, заплатить тысяч 150 лей и получить от них какую-нибудь бумагу. Еще раз метры до будки. При виде меня тетка вздрагивает. Не дослушав до конца, кричит в окно: »скажите, что у экологического контроля к вам претензий нет. Квитанции у меня есть только на 435000 лей!!!»». Довожу этот разговор до пограничника. Он молча уходит вглубь своей территории. Рядом с нами появляется БМВ с украинскими номерами. Пограничник гонит их платить экологам, а когда БМВ проезжает мимо нас на таможню по встречке - не закрывает шлагбаум. Через минуту он появляется на свет и жестом показывает – проезжайте.

Пару слов о бумаге, которую показывали экологи. Это точная копия бумаге в Русе, чуть лучшего качества. Датирована 2001 годом. Текст (15 строк и таблица платежей на одной стороне и 30 строк на другой)– на румынском, печать видно не четко. Внизу оборотной стороны перечень стран: Украина, Белоруссия, Молдавия, страны (?) Балтии. Из ее объяснений женщины-эколога - это те страны, кто этот налог не платит. Бумага производит впечатление полной липы. За что платили деньги после моста?

Ожидания проблем на таможне (после нашего скандала) не оправдываются. Через 20 минут уже стоим перед шлагбаумом, отделяющим нас от Украины.

 На Украинской таможне из проблем только зависший компьютер, который перезагружают минут 20. Правда таможенники подошли к своим обязанностям наиболее тщательно из всех представителей этой службы, встречавшихся на нашем пути – заглянули даже в салон.

За таможней меняем оставшиеся леи на гривны и едем искать ночлег за Черновцами. Дорога пустынна, спать хочется жутко. После румынских гор кажется, что дорога на Каменец-Подольский идет все время под гору. Жена развлекает меня разговорами, что бы я не уснул. В деревнях и поселках, через которые мы проезжаем, молодежь устроила какие-то гуляния, что не характерно для воскресного вечера. Жена высказывает предположения, что это выпускные вечера.

В первом отеле (в Черновицкой области, почти перед границей с Хмельницкой областью) в ночлеге нам отказывают – нет мест. Рекомендуют проехать 8 км до следующего отеля – там, говорят, места есть всегда.

 В отеле (деревянном резном домике) гулянье идет во всю – персонал разошелся не на шутку. Повод не уточняем, но явно не выпускной бал. Нам предлагают три комнаты по 45 гривен за каждую – соглашаемся не глядя (хотя комнаты весьма приличные). Я засыпаю, не успев принять душ.

Просыпаемся около 12 часов дня: выспались. Душ, неторопливый завтрак. Двигаемся дальше, выяснив повод вчерашнего веселья – сегодня День Конституции Украины, выходной. Едем дальше.

В Хмельницкий заезжаем для покупки местных денег – обменники на вокзале работают. Заправляемся до полных баков (цена – 2.30 гривен). После Хмельницкого начинает накрапывать дождик. Дорогу на Винницу по сравнению с моим последним пребыванием здесь (в 1991 г.) немного сделали – временами она четырехполосная. В Винницу не заезжаем, идем на Житомир. Дорога по-прежнему неплохая, за исключением Бердичева, где дорог никогда и не было. Временами идет дождь, но это лучше, чем жара. После Бердичева несколько раз останавливаемся – покупаем детям фрукты-ягоды, которые, как всегда, дешевы здесь до неприличия (килограмм клубники предлагают за 4 гривны – 25 рублей). Зная, что трасса Киев-Житомир представляет из себя четырехрядку и я спокойно усаживаю Оксану за руль, а сам иду спать.

Просыпаюсь от того, что мы остановились – время обеда опять прошло. Поев, понимаем, что попали в час пик – траффик становится все плотнее, киевляне едут с дач домой. Еще больше часа едем по Киеву, поддавшись указателям. Наконец выезжаем на трассу на Чернигов. Много ДАЙцев на нашей стороне дороги – на противоположенной сплошной поток, кого им там ловить? Перед Черниговым заправляемся, у нашей семьи гривен не остается совсем. Минуем Чернигов, идем на «Три сестры». Ехать приходится осторожно: местами густой туман, а в населенных пунктах – пьяные селяне на велосипедах (один из них пытается броситься мне под колеса).

Знакомая граница. Украинскую проходим за час (опять какая-то беда с компьютером), нашу – минут за 30 (погранец играет на компе в «Как стать миллионером» и никак не может продвинуться дальше вопроса ценой в 200 рублей). Требуют ксерокопии полисов ОСАГО – у нас они есть, я был предупрежден.

Наконец-то Родина. Заправку ЮКОСа после границы хочется поцеловать. Наконец-то заливаем бензина по 11.20. А ведь какими только ценами на бензин нас не пугали: и 1,30, и 2,30, и даже 24500… Заказываю пять кофе, показывая растопыренную пятерню. «Здесь на пальцах уже можно не показывать» - шепчет мне жена.

В обратную сторону на границы, таможни и разводки потрачено 53 доллара – сравните с 14 по дороге туда.

ГАИшники останавливают нас и Климове, и на поворотах на Клинцы и на Унечу. Проверяют документы, на наши расспросы отвечают, что надо доехать до Почепа – и там уйти на Клинцы. На посту перед поворотом на Почеп нас опять тормозят – и мы узнаем, что этой дорогой пользуются многие питерские фурщики, объезжающие Белоруссию.

Миновав Почеп, уходим на Норино по указателям. В Норино все уже спят, указателей нет – и мы останавливаемся подремать в машинах  (гостиниц не видно).

Олег и селяне просыпаются рано – в 6 Олег уже разузнал дорогу у местного тракториста и уверенно едет впереди. Дорога – неплохая пустая двухрядка, хотя много поперечных волн приличной высоты. Кругом – непроходимый лес, и я ловлю себя на мысли, что если из-за поворота выйдет партизан с трофейным «шмайсером» - я не очень удивлюсь. В Клетне и далее до трассы Брянск-Смоленск дорога становится хуже, достаточно много ям. Выезжаем на трассу – трафик слабый. Пьем кофе. На объездной Рославля пролетаем мимо нужного поворота: указатель возник после очередного поворота откуда-то из-под земли. Приходится возвращаться (метров на 500).

Объезжаем Смоленск. На объезной обедаем (или завтракаем - непонятно). Двадцать минут тратим на поиски поворота на Велиж: на нашей карте он нарисован западнее Ольши, хотя на деле находится восточнее. После поворота Вовчик заваливается спать, я сажусь за руль «Опеля», Оксана – за руль 2105.

Проходим Велиж (точнее поворот на него). TSN описывал дорогу до Питера без выезда на трассу СПб - Киев, но законы демократического централизма никто не отменял: еще за обедом было решено выезжать на хорошую дорогу. Едва въехав в Псковскую область попадаем на стоящий поперек дороги шлагбаум. А мы-то думали, что все таможни уже позади!

Шлагбаум открывает въезд на платную дорогу до Невеля. Не хочешь – езжай в объезд. Платим по 150 рублей за авто, получаем красивые квитанции, отпечатанные на лазерном принтере. Ожидаем хорошей дороги за шлагбаумом и получаем ее. Километров на 10. А потом куски асфальта с острыми краями, лежащие на земле, дают нам понять, что народу здесь ездит мало, и денег на нормальное покрытие для всей дороги местные власти соберут не скоро.

Трасса СПб – Киев выглядит автобаном после тех дорог, по которым мы сегодня ехали. Пройдя Пустошку останавливаемся попить кофе. В очередной раз происходит смена водителей: теперь спит Олег (в машине Вовчика), а Лена за рулем 21099. После Острова трафик становится плотным, а после Пскова (где мы заезжали на заправку) – очень плотным. Поток слабеет лишь после Луги, где я сажаю Оксану за руль и ложусь спать.

Открыв глаза, вижу мелькание домов по сторонам. «Мы где?» - «Питер. Мы дома».

 

 

Hosted by uCoz