Туда.
Итак в 14.00 11 июня 2004 г. мы наконец-то собрались в начале нашего путешествия: в том месте где МКАД пересекает Киевское шоссе (хотя кто кого пересекает – еще вопрос). После дружеских поцелуев и поздравлений Глеба с Днем Рождения (ему стукнуло 8) мы отправились в путь.
«Туда» было решено идти маршрутом Москва-Киев-Одесса-Рени-Галац-Варна. Идти на Одессу через Харьков нам очень не хотелось – еще остались в памяти воспоминания (мягко говоря – не очень приятные) о возвращении этой дорогой из Крыма в 2002г. Первая часть маршрута (до Киева) была подробно описана у Луки [4], а маршрут от Одессы – у MishaBG [5]. Прогноз погоды [6] не предвещал нам никаких природных катаклизмов на всем пути следования. Маршрут по Киеву был достаточно подробно описан по моей просьбе в конференции «Отдых и путешествия». Не спросил я только состояние дороги Киев-Одесса (которая обозначена как дорога союзного значения на моей карте). Ну посудите сами – какой может быть дорога, связывающая крупнейшие украинские города? Ну может ремонт где-то (как на трассе Москва-СПб), ну неровности где-то. Именно об этом участке мы ничего не знали. А зря…
В пятницу перед праздником (11 июня) из Москвы надо было выбраться как можно раньше. Однако в связи с вышеизложенными событиями этого не получилось. Заправившись «под завязку» на первой же заправке ТНК мы практически сразу угодили в пробку, которая рассосалась только после Апрелевки.
Думаю, что не будет лишним еще раз откланяться Луке за за его описание дороги Москва-Три сестры-Киев. Еще раз – это лучшее описание дороги в рунете вообще. Читайте и пользуйте. Спасибо, Виктор!
В калужской области Олег налетел на радар вне населенного пункта на абсолютно открытом месте на скорости 100 при ограничении 40 (явно не успели или не стали убирать знаки после ремонта). ГАИшники писали протокол минут 40 – Олег платить отказался.
(Вообще-то Олег – заведующий реанимацией в центральной больнице Соликамска. Останавливающим его в родном городе молодым сержантам он, при попытке развести его на деньги, обычно по-отечески говорит «Ну ничего, попадешь ко мне в реанимацию…». То, что срабатывает в Соликамске, здесь не прошло).
По дороге мы перекусывали в «Восточной кухне» - см. [4]. «Где и когда будем есть?» - вопрошал Олег (водитель головной машины) у Лены (штурмана головной машины). «На седьмой странице - отвечала Лена, глядя в распечатку. - А сейчас еще едем на шестой».
Перекус растянулся часа на полтора – все мы утоляли жажду общения. Да еще помыли стекла и прикрутили намертво передний номер «Опеля» – теперь замену номера легче будет производить вместе с бампером…
На «Три сестры» мы приехали около полуночи. Прохождение российской таможни затянулось почти на сорок минут.
На украинской таможне никто интереса к цвету или техническому состоянию «Опеля» интереса не проявил. Ни намека разводки на деньги по какому-либо поводу, штампы в паспорта – «Давайте, езжайте» - и мы на Украине.
После таможни выпили остатки заваренного в Москве кофе, посетовали, что не работает обменник («Ну ладно, поменяем денег в Киеве») и двинулись дальше.
По дороге в Чернигов нас достали две вещи: туман и местное сельское население, думающее, что в столь ранний час они на дороге одни и шастающее по дороге в абсолютно произвольном порядке.
В Чернигове Вовчик пошел спать, я занял место за рулем «Опеля», а Оксана села за руль 2105. Правил мы старались не нарушать – 60 в насенке и 90 вне. В ранее субботнее утро спали даже сотрудники ДАИ и до Киева мы добрались без приключений. Точнее почти без приключений – на объездной Бровар Олег (несмотря на наличие знаков) умудрился свернуть не туда, и нам пришлось «чуть-чуть» пересечь разделительный газон для того, что бы вернуться на трассу в нужном направлении.
В Киев въехали ранним утром. Первая попытка поменять деньги (на автовокзале) успехом не увенчалась – как и все последующие: в субботнее утро попытки найти не то что работающий обменник, но и сотрудников какой-нибудь милиции, не увенчались успехом. В город особо заезжать нам не хотелось (заблудимся, потом выбираться…, да и дачники скоро проснуться) и потеряв около часа мы приняли решение ехать дальше.
На выезде из города «Опель» тормознули сотрудники ДАИ. «Началось» - мелькнуло у меня в голове. Но молоденький ДАИец, оказывается, решил просто таким образом выразить радость по поводу присутствия на Украине российских туристов. Мельком взглянув на мои права он запретил нам будить спящего на заднем сидении Вовчика, у которого был техпаспорт на машину («Будить?» - «Ни в коем случае!!!») и перекинувшись со мной мной парой слов отпустил на все 4 стороны.
Трафик был еще не плотный, дорога хорошей, и мы, неторопливо катясь по Украине, потешались над местными дорожниками: видимо они обмыли горилкой первый указатель километрожа до Белой Церкви и остальные вешали в произвольном порядке. По этим указателям мы то приближались к Белой Церкви, то удалялись от нее….
Обмен денег решено было провести в Белой Церкви – мы должны были подъехать туда ок. 8.30 по местному времени и, теоретически, что-то из обмена валют должно было вот-вот открыться. Как оказалось «открылись» местные валютчики на рынке. Ларек местного обменника украшал замок таких размеров, что мы с Оксаной решили, что ждать его открытия бессмысленно. В результате за одного Франклина нам дали 530 гривен: абсолютно буднично, без присущего этого процессу ажиотажа и на скучающие лица валютчиков было тяжело смотреть без зевоты.
Отойдя 100 метров от менял нас обуяли сомнения: а настоящие ли гривны мы держим в руках (как-никак 2 года этой валюты мы не видели в глаза). Подойдя к торговке сувенирами с ненавязчивым вопросом «А возьмете ли Вы такие гривны?», мы вызвали настоящий сметение чуств бедной женщины – она решила, что мы хотим купить все, что она успела выложить на прилавок. Получив утвердительный ответ на поставленный вопрос и забрав-таки свои гривны мы поспешили к машинам, где нас ждали остальные участники.
Заправка нас и, заодно, машин была осуществлена в кафе при заправке километрах в 30 после Белой Церкви. Бензин по 1.30 гривны и украинский борщ с пампушками и кофе привели нас в благодушное настроение. Ровная четырехрядка бежала по живописным холмам. Светило солнышко, пели птички. Мы и машины были сыты и довольны жизнью. До Одессы оставалось каких-то 400 км. Ничего не предвещало проблем.
Проблемы начались вскоре, после того как мы проехали буквально километров 30. Качество дороги заметно ухудшилось – из четырехрядной она превратилась в двухрядку с посредственным покрытием. Решив, что это ненадолго, дабы сэкономить сил на осмотр Одессы мы остановились, что бы сытые водители поспали пару часов в машинах. Пару, конечно, не получилось – мы проспали часа 3 и вся остановка таким образом заняла около 4 часов.
Как ремонтируют дороги в России? Закрывают участок (километров 5-10, ну 20) и организуют реверсивное движение или пускают машины в объезд (например по обочине, как это было на трассе Саратов-Волгоград).
Как ремонтируют дороги на Украине? По крайней мере трассу Киев-Одесса ремонтируют так: ремонт 200 километров полотна одновременно. Транспорт по этом пускается по некому подобию дороги, идущему вдоль того места, где ремонтники укладывают полотно будущей дороги.
Пыль. Грязь. Море строительной техники на том месте, что именуется дорогой. И объезды: непостроенных мостов, недостроенных развязок, недоделаных путепроводов. Но самый писк – это спуски-горки (дорога-то идет по степи!). Внизу спуска делается петля (при движении от Киева – поворот влево на 90 и вправо на те же 90). И подъем в горку, иногда достаточно крутую. Легковым-то что. Но после того, как мы раз пять постояли ожидая, пока потерявшая скорость груженая фура поднимется в горку (причем один раз я до последнего момента не верил, что это произойдет), я осознал: из Москвы до Одессы тремя машинами было бы много лучше добираться через Харьков, с жуткими российским дорогами на подъезде, с хамоватой таможней с очередями…. Только не здесь!!! 200километровый кусок этой, так сказать, дороги мы ехали более 4 часов!!! Одиноким авто еще можно попробовать прорваться и здесь, но втроем…
На подъезде к Одессе мы вздохнули с облегчением. Дорога пошла сначала ничего, а потом и просто откровенно хорошая. Пытаясь наверстать упущенное время мы рванули вперед и …
Такого дождя и не видел давно. Он накатился на нас справа-сзади. Видимость упала метров до 10. Дворники не справлялись с водяными потоками. На обочине жались остановившиеся авто. «Опель» начал глохнуть. Но потихоньку мы продолжили движение: свое местоположение определить было сложно, а что если мы в низине? При таком дожде нас бы просто смыло с дороги. Пошел град. Дорога пошла в гору, небо начало проясняться. Но тут мы потеряли Вовчика (или он нас потерял). 5 минут остановки (пока он нас догнал) – и все по новой. За час глассирования мы проплыли километров 25-30.
В итоге мы все-таки перегнали эту тучу и начали спускаться к лиманам. Остановились в кафе глотнуть кофейку после пережитого. На наши мокрые машины все взирали с изумлением - здесь светило солнце. Взирали га нас удивленно минут 20: пока мы ждали кофе туча (правда уже немного менее интенсивная) дошла и до лиманов. В итоге кофепитие растянулось почти на час.
После того, как мы попили кофе, заметно начали заканчиваться гривны. В связи с тем, что было уже поздно, в Одессу было решено не заезжать. Расспросы местных ДАИшников об обменниках на трассе не дали результатов на лишь объяснили в подробностях проезд по объездной до поворота на Рени. Поехали дальше.
Разговор с Даишником на повороте на Рени нас успокоил: он сказал, что километров через 20 будет обменник. Обменник действительно был, но он был уже закрыт. На расположенном рядом рынке 50долларовая купюра вызывала уважение и разговоры о том, где бы взять такие деньги. Народ собирался по домам – то ли день был неудачный, то ли наши лица не вызывали доверия. Гривен почти не было. Лампочка указателя топлива в 2105 тревожно моргала.
Мы понимали, что на заправках практически без проблем можно договориться о заправке за рубли. Но знали, что курс при этом будет не очень хороший и берегли это средство на крайний случай.
Помощь пришла откуда не ждали. По дороге из Одессы в Рени необходимо проехать по молдавской территории. Вы выезжаете с Украины, затем проезжаете мимо въезда в Молдавию (он остается справа) и вновь въезжаете на территорию самостийной. Таможенник поинтересовался, куда мы едем. Услышав в ответ «Рени» он не стал ставить отметки в паспортах, а выдал нам талончик с указанием номера машины и количества человек в ней. Но потому как это – нормальный таможенный пост с погранцами-таможенниками и прочими атрибутами, то там же был расположен и нормальный круглосуточный обменник…Единственное – мы получили на 15 гривен меньше за сотню американской валюты, чем в Белой Церкви с утра. Проехав второй пост и вновь оказавшись на территории Украины мы спросили таможенника, как нам лучше попасть в Рени. Мерзавец сказал нам, что дорога через Измаил ремонтируется, она абсолютно не проезжаема и надо ехать через Болград. Там-де будет два таких же поста (въезд-выезд).
Никогда не верьте таможенникам! Все оказалось с точностью до наоборот!!!
Сразу после второго поста заправились и двинулись дальше.
Дорога от Одессы до Рени двухрядна на всем своем протяжении. Покрытие достаточно хорошее. Естественно – кое-где мелкий ремонт. Но в целом состояние дороги в сочетании с низким трафиком идеально подходит и для неспешной езды и для гонок.
Благополучно проехав Болград, мы начали разыскивать дорогу. Дед-сторож (а не таможенник, которого мы ожидали увидеть) сказал нам, что дорога в ремонте, нам надо было ехать через Измаил, но если мы хотим сэкономить время нам надо ехать через Виноградовку (это пару километров назад). Попытки проехать по ремонтируемой дороге ни к чему хорошему не привели – дорога не проезжаема, строительство ведется здесь даже с бОльшим размахом, чем на трассе Киев-Одесса. Поехали через Виноградовку. Сначала дорога была ничего, но вскоре на пути начали попадаться типа воронки типа от авиабомб. Местные подростки, дважды проносящиеся мимо нас на старенькой БМВ уверяли, что мы движемся в правильном направлении. В результате ценой неимоверных усилий по сдерживанию мата (в присутствии женщин и детей) мы таки за полтора часа добрались до маленького уютного Рени. Кстати, если бы мы вернулись к развязке Измаил-Болград и поехали бы на Измаил – я думаю получилось бы быстрее.
От последней заправки в Рени (заправлялись все под завязку, бензин неплохой, цена 92 – 2,35) до границы Украина-Молдова было не более километра.
(Прежде, чем писать дальше напомню, что дело происходит в ночь с субботы на воскресенье).
Украинский таможенный пост в ночи был освещен, но абсолютно пуст. Мы остановились у шлагбаума, который через минуту открылся. Въезжаем, останавливаемся у знака «Стоп». Ни души. Минуты через две появляется человек в форме. Движение рукой – «Не надо выходить из машин». В окно подаем паспорта. Они штампуются (на крыше авто!). Открывается второй шлагбаум. Выезжаем.
На молдавском посту повеселее – от него отходит автобус. Вылетевшая таможенница просит открыть багажник «пятерки». Поняв, что перед ней простые туристы теряет интерес и, не глядя остальные машины, уходит в будку. Появляется пограничник. Забирает паспорта. Я иду с ним. Он пытается что-то записать в журнал. «От нас еще что-то нужно – ну документы там…» - «На пиво». Ухожу и через минуту возвращаюсь с пятидолларовой купюрой. Уже никто никуда ничего не пишет, штамп быстро стучит по паспортам. Через минуту мы в Молдавии.
Триста (ну может 500) метров – и мы упираемся в микроавтобус, стоящий перед шлагбаумом выездной молдавской таможни. За шлагбаумом темень и только где-то далеко внизу светятся огоньки. «Скоро позовут» - успокаивает нас водитель микроавтобуса. Рядом магазин, но зайти туда я не успеваю – человек, в чей грязной форме угадывается бывший камуфляж, открывает шлагбаум и поднимает в воздух руку с двумя растопыренными пальцами. Вовчик с Олегом остаются перед шлагбаумом.
На освещенной площадке кроме нас и микроавтобуса стоит пассажирский автобус с румынской стороны. Пограничник (явно нетрадиционной сексуальной ориентации) забирает наши паспорта. В своей будке он что-то пытается набить в компьютер, стуча по клавиатуре одним пальцем. Выходит заспанный молодой таможенник. Осматривает микроавтобус (замечаю, что оттуда ему отсыпают в большой полиэтиленовый пакет черешни). Подходит к нам, просит открыть багажник – открываю. Устремив немигающий взгляд внутрь багажника мерзавец начинает нести охинею по поводу оружия, наркотиков и тщательного досмотра. Отслеживаю направление его взгляда – он упирается в открытый блок сигает «Кент». Достаю и протягиваю ему пачку. Уже никто ничего не хочет досматривать – он приглашает меня в свою будку. Что-то пишет в журнале. «Вы в состоянии оплатить экологический сбор?». Интересно, что было бы, если я ответил «нет»? Тридцать шагов в сторону въездного шлагбаума, направо наверх по ступенькам. «Чем будете платить? Доллары, гривны, леи, евро?» - «Рубли!» - «Тогда с Вас 18… - девушка задумывается. – Нет, 20 рублей». Несу бумагу таможеннику, он отдает паспорта. Едва сажусь в машину, а погранец уже машет рукой. «Выезжай». Выезжаю и соображаю, где бы остановиться, что бы подождать ребят. Остановиться негде, мы уже на мосту, на котором надпись «Romania». Сразу за мостом будка, около которой уже стоит микроавтобус. «Это что?» - «Экологический сбор 4 доллара» - просвещают меня. Кстати, если купить румынских лей в обменнике на молдавской территории, то сбор обойдется вдвое дешевле – 50000 лей, что-то около 50 рублей. Хотя нет уверенности, что в Румынию не запрещен ввоз местной валюты…
Мест для стоянки по прежнему нет, дорога узкая. Въезжаю на румынскую таможню. Девушка-таможеница быстро заглядывает в багажник и убегает. У пагранцов веселье – они вместе с таможенником досматривают микроавтобус. У 8(!) его пассажиров забот по горло – они вытаскивают ящики с черешней, которые подвергаются досмотру. И дегустации.
Через 15 минут Досмотр закончен, таможенники наелись, черешня в микроавтобусе. «Руководительница» из микроавтобуса что-то несет погранцам и просит(!) их взять взятку. (Бизнес этих молдован – сбор фруктов-овощей на родине и торговля ими на румынских рынках. Без дружбы с таможней нельзя). Дипломатично отхожу в сторону. Таможенник немного поломавшись берет пакет из рук женщины. Автобус уезжает. Наконец-то внимание ко мне. «Доматривали?» - «Да!» - «Грин-карт?» - «Вот». Печати в паспорт. «Езжайте». Выезжаем с поста. Обменник на границе закрыт.
Проехав метров 500 останавливаемся на более-менее подходящем месте и я сразу засыпаю.
Через час с небольшим появляются две наши машины. У молдован они управились быстро (тоже заплатив по 20 руб, но без раздаривания сигарет!!!), а с румынами вышла задержка. Завидев антирадар в машине у Вовчика пограничники заявили, что это нарушение и запросили 300 долларов штрафа. Вовчик снял прибор и предложил 2 варианта – либо он разбивает его прямо здесь об их будку и нарушения как не бывало, либо убирает его в сумку. Подумав, румыны выбрали второе, добавив, что укладывание антирадара в сумку должно сопровождаться выплатой им суммы эквивалентной 10 евро. Торг был недолгим – стороны сошлись на 10 долларах. Вовчик рассказывая это был взбешен, а мне вспомнился О”Генри : «Этот кусок золота стоит 100 долларов.» - «Плачу за него 2!» - «Согласен!!!».
Отъехав километр от таможни мы свернули с дороги улеглись спать в машинах, логично рассудив, что гостиницы в Галаце уже закрыты.
Спим часа 3. Просыпаемся с первыми лучами солнца, нещадно светящими в лобовые стекла. Умываемся, едим то, что осталось (что-то еще с Москвы, что-то с Украины) и двигаемся далее. Въезжаем в Галац. По описанию Михаила [] свернули налево, проехали круговую развязку по направлению….. и благополучно выехаили из города. Спокойно катимся по Румынии, которую так себе и представляли – минимум машин (в основном старенькие «Дачии»), повозки, бедно одетые люди цыганской внешности. Поворот налево на Констанцу. Двухрядка с неплохим покрытием, но достаточно крутыми поворотами и большим количеством населенных пунктов. И масса повозок – с номерами, катафотами и даже зеркалами заднего вида. Машин почти нет – только эти повозки. Попадаем на кусок плохой дороги (километра 3) и почти сразу после этого поворот налево на узковатую, но отличного качества магистраль на Констанцу. Поиски работающего обменника по-прежнему не дают результата. Подъезжаем к мосту, перед которым установлены 3 кассы – с каждой машины хотят получить 27000 лей. Девушка в окошке берет с нас со всех 5 долларов – лей у нас по прежнему нет, а где обменник она не знает. Наконец километров через 20 въезжаем в городок довольно цивильного вида. Иду искать обменник. И через 20 минут блужданий и общения с румынами (не знающими никакого языка, кроме своего родного) нахожу-таки! Меняю 60 долларов, получаю местную валюту, напечатанную на полиэтилене, по курсу примерно 31000 лей за доллар. Километров через 10 останавливаемся на трассе и обедаем. Общение с персоналом похоже на разговор глухого с немым – румын почти ни слова не знает ни на каком иностранном (для него) языке. Заказывает единственно знакомый ему «Chiken», фри, салат и кофе. Каждая из 8 порций огромная, салат – это рубленная капуста. Холодная минералка в машины и мороженое детям – и на обед мы потратили около 1 100 000 лей на всех. На сдачу получает алюминиевые монеты достоинством 5000 лей.
В Румынии нам заправляться не надо (бензина хватит до места), но обращаем внимание, что ценники на заправках колеблются в районе 22- 27 тысяч местных денег.
На объездной Констанцы уходим направо – на Мангалию (помимо нее знак гонит этой дорогой грузовики в Констанцу). Дорога хороша, проблем с указателями нет. Проезжаем местный курорт Эйфоря Норд. Желание искупаться возникает только у меня – и мы движемся дальше.
Немного поплутав в Мангалии (проехали указатель) едем дальше – на Вама Веке. Километров через 10 попадаем на таможню.
Женщина в окне экологического контроля просит 50000 лей с машины. Пытаемся показать ей бумаги с въездного поста – она отрицательно качает головой. Платим 150000 и въезжаем на таможню.
Мы на таможне единственные. Утомленные солнцем воскресного дня таможенники не проявляют к содержимому наших багажников никакого интереса. Пограничник лениво шлепает печати в паспорта. Вся процедура занимает минут 15.
За таможней справа 3 магазинчика дьюти-фри. Покупаем дешевый алкоголь (джин, виски и текилу) и двигаемся дальше.
Болгарская таможня. Пограничники не менее ленивы, чем румыны. «Куда путь держишь, русский человек» - «В Варну (в интернете мне советовали отвечать так)».- «Дай 5 долларов»(5 долларов – это с машины). Не поинтересовавшись такой ерундой, как грин-карта, ваучер и техпаспорт в паспорта ставятся штампы. 5 минут – и мы собираемся выезжать с поста, он я еще бегу менять валюту. Курс 1,6 лева за доллар. Также мы меняли доллары и позже.
Все границы к месту нашего отдыха пройдены. Итого: ни на одной таможне не прицепились к цвету «Опеля», грин-карту попросили один раз (румыны из вредности), ваучер – не попросили вообще. Затрачено на всякие сборы и таможенников (и мост) около 14 долларов с машины, не считая 10 долларов Вовчика за антирадар и моей пачки сигарет.
Сразу за таможней останавливаемся попить кофе. Детям – мороженное, в дорогу – холодную минералку. Ольга пробует местное пиво.
Дорога одна, с нее не сбиться. Километров через 30 встречая машина моргает фарами – впереди полиция. Да здравствует международная солидарность водителей!
По дороге неторопливо движутся как видавшие виды «копейки», так и старенькие «Опели» и «Реношки». Иогда мимо проносятся более свежие машины, но ощущения, что мы за границей нашей страны, а не на какой-нибудь Тамбовщине не возникает. Указатели на русском (или все-таки болгарском?) языке тоже не добавляют «заграничности», хотя все предупреждения дублируются на немецком (а не английском) языке.
Неторопливо катимся сначала по равнине, а потом по небольшим горам. Дорога напоминает серпантин на подъезде к Джугбе – в том числе по качеству покрытия. Снова равнина. Варна, где плутаем около 40 минут (уперлись в Т-образный перекресток без указателей и свернули направо, а надо было, конечно, налево). Дорогу нам подсказывают по-русски. Наконец попадаем на новый мост и едем в сторону Бургаса. Вдоль дороги стоят девчонки – работают. Едем по горкам, моря не видно и я начинаю даже дергаться – не заблудились ли мы? Но вот Бяла, море и маленький поселок впереди – это наш Обзор. Часы показывают 16 московского.
В Обзоре медленно едем и еда только пытаемся остановиться, что бы спросить дорогу, как видим название улицы – Средна Гора. Нам туда и надо. Проезжаем метров 150 – люди около дома, завидев машины с русскими номерами, машут нам руками. Это дом 8 – наш отель. Приехали.